Книга перемен. И Цзин. Чжоу И

"Канон перемен", или в менее точном, но более известном переводе "Книга перемен" ("И цзин", другое название "Чжоу и"), относится к числу величайших и одновременно наиболее загадочных творений человека. С точки зрения породившей его китайской культуры (древнейшей из ныне существующих на земле) он представляет собой творение Сверхчеловека, запечатлевшего в особых символах и знаках тайну мироздания. "Канон перемен" - Книга книг, одно из духовных чудес света.

Когда не было еще ни религий, ни мифов, у народов, населявших бассейн реки Хуанхэ, взгляды на строение Вселенной были достаточно твердыми, хоть и не лишенными пародоксальности. Небо, по их мнению, было бескрайним и одновременно круглым, Земля - квадратной, но тоже бескрайней. А в центре Земли, под центром неба, располагался Китай, - Срединная, или Поднебесная страна. Когда не было ни Земли, ни неба, был хаос, в котором плавали мириады мельчайших частиц "ци". Так полагали древние китайцы. Среди этих частиц были легкие, светлые (ян) и тяжелые, темные (инь). Разделившись, первые образовали небо, вторые - Землю. После образования неба и Земли, из различных комбинаций все тех же частиц ЯН и ИНЬ, из взаимодействия светлого и темного, мужского и женского начал, появилось все живое и неживое, возникла природа и ее явления, движения и покой, тепло и холод, добро и зло. Одно вытекало из другого, сливалось с другим, как в окружающей человека природе, так и в природе самого человека.

Стихийность, непредсказуемость соотношений различных сил, явлений, поступков вызвали у людей естественное желание уловить хоть какую-то закономерность, которую можно было бы уложить в понятную и стройную систему. Роль подобной системы в древнем Китае сыграла "Ицзин" - классическая "Книга перемен".

В основе "Ицзина" лежат гексаграммы, состоящие из двух ба гуа, двух триграмм, то есть - из шести сплошных и прерванных черт. Изобретение ба гуа - восьми гадательных триграмм - согласно преданию, принадлежит легендарному китайскому правителю Фу Си, пребывавшему у власти, как принято считать, с 2852 по 2737 г. до н.э. Однажды, стоя на берегу реки Хуанхэ, Фу Си увидел выплывшую огромную черепаху (в других источниках упоминатся дракон - лошадь), на спине которой были начертаны таинственные знаки, состоявшие из сплошных и прерванных посередине черт. В их сочетаниях Фу Си увидел систему символов, соответствующих его представлениям о мироздании, где главное место принадлежало небу и Земле, из взаимодействия которых рождалось все живое и неживое, все явления и вещи.

Возможное число вариантов гексаграмм, составляющих два ба гуа равно 64. Такое количество представляет собой довольно сложную систему, охватывающую и отражающую, согласно теории "Книги перемен", весь мировой процесс, все чередование ситуаций, являющееся следствием борьбы сил зла и добра, света и тьмы, напряжения и подтатливости, в котором оказывается человек.

В процессе гадания по "Ицзину" исходят из того, что каждая гексаграмма символизирует ту или иную жизненную ситуацию, в которой оказывается человек, которая разворачивается во времени и пространстве, а афоризмы при гексаграммах характеризуют тот или иной этап развития ситуации. Афоризмы - к каждой черте - последовательность развития ситуации:

нижняя черта - зарождение ситуации, когда типичность еще проблематична;
вторая черта - апогей внутреннего развития ситуации;
третья черта - кризисный момент перехода ситуации от внутреннего качества к внешнему; <br четвертая черта - зарождение внутреннего процесса вовне;
шестая черта - ( верхняя ) завершение развития ситуации, ее переразвитие, когда она превращается в собственную противоположность.

Принято также считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему и созидаемому, а верхняя - к внешнему миру, к отступающему, разрушающемуся.

Кроме того, существует еще один взгляд на гексаграммы как на комбинации из трех пар черт, каждая из которых соответственно определяет одну из космических потенций: верхняя - небо, средняя - человека, нижняя - Землю

Время создания величайшего творения китайской культуры - "Книги перемен" можно установить только предположительно по самому раннему упоминанию о ней - оно относится к 672 г.до н.э. В китаеведении эта книга известна под разными названиями: "И цзин", "Чжоу и", "Чжоуская Книга Перемен" и пр.

Так "Чжоу и" включает в себя каноническую часть, созданную еще до 7 в.до н.э. - собственно "И цзин" и комментаторскую часть 6-4 вв. до н.э. -"И чжуань" с несколькими уровнями комментариев.

В соответствии с традициями древней китайской философии, представления о противостоянии противоречий (в мире природы и общества) "И цзын" рассматривает как результат взаимодействия двух противоположных сил, начал - "темного" инь и "светлого" ян. Взаимодействия эти представляют собой два типа отношений: взаимного влечения и взаимного отчуждения. Первое ответственно за процессы соединения и превращения, второе за - разделение и изоляцию. Причем развитие одного процесса инициирует процесс ему противоположный. "Инь - это ян, а ян - это инь" - утверждается в древнем афоризме.

Специфическую основу "И цзин" составляют 64 гексаграммы ("люшисы гуа") - особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой "___"и прерванной "_ _" - во всех комбинаторно возможных сочетаниях. Черты эти, называемые еще "девяткой" и "шестеркой", истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил Ян (целая) и Инь (прерванная); их двойные и тройные комбинации - как знаки конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия, а упорядоченный набор гексаграмм - универсальную модель любого процесса.

Центральную роль в этой системе играют восемь триграмм ("ба гуа") - сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм (верхней и нижней) и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий. Вот их начертания, их основные названия, свойства и образы: ЗНАК НАЗВАНИЕ СВОЙСТВО ОБРАЗ

___
___
___ цань (творчество) крепость небо

_ _
_ _
_ _ кунь (исполнение) самоотдача земля

_ _
_ _
___ чжень (возбуждение) подвижность гром

_ _
___
_ _ кань (погружение) опастность вода

___
_ _
_ _ гень (пребывание) незыблемость гора

___
___
_ _ сунь (уточнение) проникновение ветер, дерево

___
_ _
___ ли (сцепление) ясность огонь _

_
___
___ дуй (разрешение) радостность водоем

В классическом толковании каждая гексаграмма рассматривается как сочетание двух триграмм, причем нижняя (нижние три черты гексаграммы) -как "внутреннее,наступающее,созидающееся", а верхняя - как "внешнее, отступающее, разрушающееся".

Для превращения гексаграммы имеет значение не только качество символа - ян или инь, но и местоположение черты. Считается, что чертам ян "соответствуют" нечетные позиции (счтая снизу), а инь - четные. Таким образом местоположение черты может быть "уместным" или "неуместным". Кроме того, первая (нижняя) позиция знаменует начало, зарождение процесса; вторая - апогей его внутреннего развития; третья - кризисный переход от внутреннего состояния к внешнему; четвертая - внешнее обнаружение процесса; пятая - его максималоное проявление; шестая - завершение и ... перерождение в иной процесс.

"Перемены начинаются с крошечного..."."Когда вещи доходят до крайней точки,они непременно возвращаются обратно...". К каждой черте даются афоризмы для уяснения происходящих изменений (перемен).

С точки зрения древних, "И цзин" дает ответы на все вопросы бытия. Пифагор составил собственную числовую систему, подобную ицзинской. Лейбниц восторгался тем, что в "И цзин" впервые в истории человечества выдвинута идея о двоичной системе счисления. Современные компьютеры основаны именно на ней...

Книга перемен издревле используется для гадания. (Китай с древнейших времен был страной высокоразвитой гадательной культуры. Древнейшие памятники китайской письменности - это ни что иное, как гадательные надписи.) Не в последнюю очередь это связано с тем, что "И цзин" можно рассматривать как краткое описание 64 состояний личности человека. Они связаны друг с другом в определенной последовательности (а внутри каждого из них есть шесть ступеней развития этого состояния).

Часто гадатель предлагал человеку: не думая начертить столбиком шесть линий, в порядке, какой подскажет ему интуиция. - Это "психологический" метод гадания (один из множества). Описанные в книге состояния (личности) связаны и закономерно следуют одно за другим. Как гласит древнее изречение "Посеешь поступок-пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу". Пользуясь "И цзин" как справочником и зная конкретнуюю обстановку, профессиональный гадатель мог в общих чертах рассказать клиенту не только о том, каков он сейчас, но и что может случиться в будущем.