Астрология и религия
В Библии уже на самой первой странице описан процесс создания Солнца, Луны и звезд «для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (гл. 1, ст. 14). Согласитесь, что их значение трудно переоценить, однако до сих пор не все уделяют должное внимание причудливому движению этих светил. Они – суть творения Господа, знамения, посылаемые нам свыше – так почему мы избегаем 

Священное Писание не только не запрещает волхвование (занятия астрологией), но даже в какой-то степени поощряет их. В сюжете о рождении Спасителя, например, подчеркивается именно светоносная роль волхвов, которых в Вифлеем привела звезда (Матф. гл. 2). Именно они «осмеяли» жестокого царя ирода (там же, ст. 16), принеся к колыбели свои дары. Именно они скрыли от злодея местонахождение ребенка и понесли свет Истины в свои собственные земли, став первыми последователями Христа. 

Волхвы в Библии – это в первую очередь мудрецы. Несмотря на это многие люди почему-то связывают астрологию с магией и даже с нечистой силой. Но ведь это обычная профессия, ничем не отличающаяся от многих других. Как биолог наблюдает за растениями и животными, так астролог – за небесными телами. И это не заменяет ему ни любви к Богу, ни любви к человеку. Напротив, астролог, как никто другой, старается быть полезным и помогать людям.

Астрологов часто обвиняют в язычестве, потому что они якобы возводят планеты в ранг богов. При этом чаще всего ссылаются на вторую заповедь: «Не сотвори себе кумира». Но астрологи не нарушают ни одну из ветхозаветных заповедей. Наблюдая за звездами, они не служат им, а лишь пытаются вывести закономерности их движения и их связь с событиями на Земле. Ведь нельзя же сказать, что математик поклоняется теореме, а электрик – лампочке.

Отрицая или уничижая достижения древней науки, люди демонстрируют только свою некомпетентность и полное непонимание предмета, чем пользуются сотни шарлатанов и самоучек, выдающих себя за астрологов. Они наживаются на чужих бедах, выпускают сотни макулатурных книг и брошюр, выступают на телевидении и берут огромные деньги за так называемые предсказания. Но это никак не связано с настоящей астрологией.

У каждой религии свое отношение к астрологии. Например, в зороастризме или буддизме астрология - неотъемлемая часть церковного ритуала. Уважение к астрологам питают также приверженцы иудаизма и ислама. Единодушного осуждения астрологии мы не встретим и в христианстве. 

«… все управляется и направляется непостижимым всемогуществом Бога. Именно от него приходит вдохновение, причем не из безумства мистерий, но через язык звезд», - писал Мишель Нострадамус в духовном завещании сыну Цезарю. С такой точки зрения и следует оценивать астрологию. Важно понимать, что всякое знание можно употребить как на благо, так и во зло. В истории найдется немало доказательств этого утверждения: взять хотя бы открытие законов ядерной реакции. 

Как уже было сказано выше, Бог создал Солнце, Луну и звезды в том числе «для знамений». Так что удивительного в том, что, изучая движения светил и конфигурации звезд, человек стремится постичь волю Всевышнего? «Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?» - строго вопрошает Господь праведника Иова (Книга Иова, гл. 38, ст. 33). То есть, цель астрологии – постичь законы Вселенной и определить роль, которую в этой Вселенной играет человек, а не предсказать будущее.

Религия не находит в астрологии ничего предосудительного. Так, например, в Бурятии и Калмыкии в ламаистских монастырях-дацанах монахи изучают астрологию наряду с другими науками. А жрецы персидской религии зороастризм вообще являются астрологами «по должности»: их также называют магами или волхвами. Ведь это их звезда привела к колыбели Христа. Вспомните стихотворение Анри Волохонского: «Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад!» 

Представители ислама относятся к астрологии весьма толерантно. В средние века астрологию даже изучали в религиозных школах, медресе, а Омар Хайям, Аль-Бируни, Авиценна и Навои были не только великими поэтами, врачами и духовными учителями, но и знаменитыми астрологами. Именно благодаря исламу астрология в эпоху Возрождения вернулась в Европу. 

В иудаизме изучение астрологии только поощряется. Например, историк Иосиф Флавий писал, что на занавесе, закрывавшем давир (алтарь) в Иерусалимском храме, были вытканы 12 знаков Зодиака. Ими же, украшались мозаичные полы синагог I - IV веков, о чем свидетельствуют данные археологических раскопок. А в 16 в. авторитетный польский раввин Моше Иссерлес издал постановление, обязывающее ортодоксальных евреев строго соблюдать предписания врачей и астрологов.

Во всех великих древних цивилизациях, будь то Египет или Вавилон, Рим или Греция, Китай или Индия, астрология существовала наряду с религией, а астрологи всегда были жрецами и ближайшими советниками правителей. Как сказал перед смертью немецкий философ Иммануил Кант: «Две вещи в этой жизни всегда притягивали мое внимание: звезды на небе и нравственный закон внутри нас». 

Вопрос об отношениях христианства и религии несколько более сложен. Некоторые клирики до сих пор считают астрологов шарлатанами и язычниками, а порой даже слугами самого дьявола. Но зачем эмпирической науке помощь нечистого? Почему, скажем, врач или инженер может быть верующим, а астролог нет? Вера и наука – это два совершенно разных понятия, ни одно из которых не может заменить собой другое. Кроме того, важно помнить, что мнение церкви может сильно отличаться от мнения отдельных священников.

Христианские теологи и Отцы Церкви никогда не смешивали веру с астрологией и, следовательно, не видели между ними противоречий. Осуждения астрологии вы не найдете ни у Альберта Великого, ни у Фомы Аквинского, ни у Дунса Скота. А, например, православный богослов Отец Александр Мень считает, что «астрология допустима, если она не притязает на роль эрзац-религии, как это часто у нас бывает... Вопрос этот научный и его надо изучать научно и веру здесь не примешивать" (Москва, 1999 г., "Александр Мень отвечает на вопросы слушателей"). 

В последнее время Русская Православная Церковь начала пересматривать свое отношение к астрологии, перестав отождествлять ее с магией, шарлатанством и язычеством. Например, 25 мая 2002 года в передаче "Слово Пастыря" (ОРТ, 8:55) председатель отдела Внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл впервые с 1917 года заявил о позитивном отношении православной Церкви к астрологии. Он уточнил, что имеет в виду астрологию именно как науку, не включая в нее гадания и "газетные гороскопы". 

Библейских волхвов митрополит Кирилл прямо назвал астрологами. Более того, он сказал, что сам глубоко убежден: светила и планеты влияют на земные дела. Он верит, что по Солнцу, луне и звездам можно предсказывать погоду, урожай и многое другое, за единственным исключением: только судьбу человека определить нельзя, потому что она в руках Господа. Но научная астрология и не предсказывает судьбу, а только оценивает тенденции и анализирует кармический вектор развития. Главное – просто направить человека, дать ему почувствовать высший смысл, и он сам обратится к Богу.

Испокон веков православие сосуществовало с глубоким мистицизмом, пришедшим к нам из далекой Византии. Так было и в библейские времена: умерший вернулся к жизни, а вода превратилась в вино. Но и сейчас церковные обряды представляют собой не что иное, как таинства, а купола наших храмов, это «золото на голубом» - разве это не чудо? И неужели после этого кто-то станет обвинять астролога в мистике?