Поговорим?

Объявление

[взломанный сайт]Конкурс "Наши глазки" [взломанный сайт]



Новые разделы:
[взломанный сайт] On-line конференция "Только правда"/Школа фотошоп [взломанный сайт]

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Поговорим? » Вокруг мира » ЖИЗНЬ В РУМЫНИИ


ЖИЗНЬ В РУМЫНИИ

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Деньги

Национальная валюта Румынии – румынский лей (не путать с молдавской валютой, которая имеет то же название), состоящий из 100 бань. В обращении находятся банкноты достоинством в 1, 5, 10, 50 и 100 лей, монеты 1, 2, 10 и 50 бань. После многочисленных скачков инфляции в 1990-е годы Румыния несколько лет была страной миллионеров, где даже самые небольшие цены считались в тысячах лей. Прошедшая в 2005г. деноминация покончила с этим положением, но до 31 декабря 2006г. старые леи – банкноты такого же дизайна, но с соотношением к новому лею 1 к 10 тыс. остаются законным средством платежа.

Курс лея – 3,5 лей за 1 евро, 2,8 лей за 1 доллар. Абсолютно стабильным он, разумеется, не является, но и резких колебаний в последние годы не было. Обмен валюты производится как в отделениях банков, так и в многочисленных, по меньшей мере, в центрах городов, обменных пунктах. Последние, как правило, не уступают банкам в выгодности курса, и имеют преимущество большей продолжительности рабочего времени (банки закрываются в 15 часов, а обменники, как и большинство магазинов, работают до 19 – 20). Затруднения при обмене могут возникнуть в официальные праздники и по воскресеньям, когда почти все банки и большая часть обменных пунктов закрыта. В любом случае менять валюту на улице нежелательно. В аэропортах, на вокзалах, в отелях и на границе курс обмена может оказаться невыгодным. Везде без проблем можно обменять на румынские леи евро и доллары. В принципе везде возможен и обратный обмен, но иногда обменные пункты под разными предлогами уклоняются от обмена румынских денег на твердые валюты, так что расставание с излишними крупными суммами в леях лучше не оставлять до последнего момента перед отъездом.

Через румынскую границу можно провозить в обоих направлениях суммы до 10 тыс. долларов.

Большинство отелей, многие, хотя и далеко не все, магазины и рестораны принимают к оплате кредитные карточки «Виза», «Америкэн экспресс», «Мастер кард» и «Динерс клаб».

Общение

Не стоит питать надежду на то, что в Румынии как в бывшей социалистической стране широко распространен русский язык. В отличие от других стран восточного блока, здесь массовое обучение русскому практиковалось лишь в течение непродолжительного времени в 50-е годы, так что сейчас его мало кто помнит. Возможность пообщаться по-русски может дать встреча с одним из нескольких десятков тысяч молдаван, учащихся или работающих в Румынии. Зато если вы хоть в какой-то степени владеете английским, большая часть ваших языковых проблем решена. Этот язык в Румынии в высшей степени популярен, так что большинство живущих и работающих в городах и туристических центрах владеют им на хорошем или, по меньшей мере, приличном уровне. Французский в Румынии был очень популярен в прошлом и сейчас частично сохраняет свои позиции. Тем, кому удобнее общаться на этом языке, лучше обращаться к пожилым людям. Немецкий язык в Румынии распространен меньше, чем в таких странах, как Чехия или Венгрия, но в крупных туристических центрах, куда приезжает много немцев, найти персонал или местных жителей разговаривающих на этом языке вполне реально. Могут рассчитывать на понимание со стороны румын и говорящие на испанском или итальянском – многие знакомы с этими языками в результате поездок на заработки в соответствующие страны, многие другие смогут вас понять просто в силу сходства румынского с итальянским и испанским.

Безопасность
Румыния безопаснее большинства восточноевропейских стран. Грабежи здесь достаточно редкое явление, так что опасность насильственного отнятия вашего имущества незначительна. Другое дело кражи – в оживленных местах румынских городов следует внимательно следить за карманами и не оставлять вещи без присмотра. Источником беспокойства может быть попрошайничество, как явное, так и скрытое – в виде навязчивого и зачастую на первый взгляд бескорыстного предложения каких-нибудь не очень нужных вам услуг. Достаточно распространены различные виды жульничества. Наиболее неприятным для иностранцев является, пожалуй, промысел ложных полицейских – одев форму, похожую на полицейскую, жулики занимаются вымогательством, так что с претензиями к вам румынских стражей порядка лучше разбираться в полицейском участке, а не на улице, а по возможности стоит запомнить, как выглядит настоящий румынский полицейский. Все вышеперечисленные опасности и неприятности относятся в первую очередь к местам большого скопления народа в городах – вокзалам, рынкам, магазинам. Что касается курортных комплексов, стоящих отдельно от городов, то там возможности появления воров, жуликов и попрошаек сведены к минимуму. Полиция достаточно надежно контролирует центральные районы городов и уделяет большое внимание охране туристических объектов.

Еда и выпивка

Румынская кухня основана на сытных и относительно простых блюдах, при приготовлении которых широко применяются свинина и овощи, впрочем, отдается должное и рыбе. Однако самое традиционнее румынское блюдо, с давних пор составляющее основу повседневного рациона румын, которое просто необходимо попробовать, чтобы считать себя знакомым со страной – это мамалыга. Она представляет собой кашу из кукурузной муки, которую, как правило, посыпают натертой брынзой, иногда едят со сметаной. В наше время мамалыга чаще всего используется в качестве гарнира к мясным блюдам. Разновидность мамалыги, называемая булз, готовится из других разновидностей муки, запекается с сыром и часто подается с грудинкой. Утверждается, что булз был любимым блюдом древних даков.

Суп, сделанный по румынскому рецепту называется чорба. Как правило, в чорбу добавляют специальный слабый рассол, что придает ей слегка кисловатый вкус (другое достоинство приготовленного таким образом супа заключается в том, что он хорошо снимает похмелье). Возможно, самым своеобразным румынским блюдом является чорба де бурта (суп из потрохов), к которому принято подавать сметану и острые маленькие перчики. Впрочем, существует и множество других чорб (с фрикадельками, телятиной, курицей). В дельте Дуная, а также на находящихся недалеко от нее курортах побережья вам может представиться возможность попробовать уху, сделанную из нескольких видов рыбы и приправленную чесноком.

Основу вторых блюд составляет свинина в разных видах – жареная мелкими кусочками, залитая приправой из красного перца (токитура), тушеная мелкими кусочками (токана), жареная с косточкой и кромкой жира (костица), жаренная плоским куском на решетке (фриптура ла грэтар). Здесь, особенно в Карпатах и Трансильвании, имеется отличный выбор жаренных и копченых колбасок. Весьма достойно представлены и большие копченые колбасы типа салями. Лучшая из них – это, скорее всего, «Салам де Сибиу», не уступающая продукции таких признанных мастеров изготовления салями как венгры.

Почти обязательный пункт меню ресторанов расположенных в горах – форель. Другие популярные виды рыбы – карп (достаточно интересное местное блюдо – карп вареный в рассоле) и судак.

Гарниром к этим блюдам могут служить как жареная картошка, так и различные овощи. Приготовление горячих и холодных овощных закусок, в первую очередь из перца, лука и баклажанов, является сильной стороной румынской кухни. Одна из широко распространенных острых овощных смесей называется как раз этим хорошо знакомым каждому русскому словом – закуска. Также стоит иметь в виду, что румыны любят приправлять овощные закуски и салаты, а также и некоторые другие блюда, большим количеством уксуса. Румынским национальным блюдом являются также голубцы (сармале), которые здесь делают завернутыми как в квашеную капусту, так и в виноградные листья.

Румыния остается страной относительно недорогого питания. Основное блюдо в ресторане среднего класса обойдется вам в 2 – 4 евро. Питание в мелких заведениях на улице дешевле, там представлены в первую очередь следующие блюда.

Популярнейшей народной едой, продающейся во множестве мест и чаще всего используемым как закуска к пиву, являются мичи – небольшие колбаски из рубленного мяса. При правильном приготовлении они достаточно вкусны, но их качество в разных местах может серьезно различаться. Хотя пицца и не является румынским национальным блюдом, рассказ о питании в современной Румынии без упоминания о ней будет неполным. Это блюдо пользуется необычайной популярностью, легко доступно во множестве дешевых и среднедорогих заведений и почти везде делается очень качественно.

Из сладких блюд наилучшим образом отражают местную специфику папанаши – блюдо похожее на пончики, подаваемое со сметаной и вареньем – и пришедший из венгерских областей Трансильвании курош калач – большой рулет из сладкого теста. Широко распространены также блинчики со сладкими начинками и слоеные пирожки.

При первом взгляде на Румынию представление о ней как о стране вина может поколебаться. Первое, что бросается в глаза – румыны всегда и везде пьют пиво. Этот напиток и самом деле представлен здесь в изобилии, вкус и качество румынского пива вполне достойные. Предпочтение в большинстве случаев отдается светлому пиву, темное, хотя оно здесь тоже неплохое, встречается заметно реже, а нефильтрованное – большая редкость. Известные марки местного пива – «Урсус», «Сильва», «Чук».

Однако, несмотря на предпочтения, отдаваемые населением страны в повседневной жизни, славится Румыния все-таки вином. Теплый климат, обилие защищенных от ветра долин, большая продолжительность светлого времени суток летом делают многие регионы страны местом, идеальным для созревания винограда. В 80 – 90-е годы Румыния в первую очередь была производителем белого полусладкого вина, которое представлено такими замечательными и широко известными марками, как «Котнарь» и «Одобешть». Широко распространены красные полусладкие вина, основным производителем которых, как впрочем, и многих других разновидностей вин, является «Мурфатлар». Эти вина и сейчас занимают достойное место на румынском рынке, но их заметно потеснили сухие, особенно красные. Лучшие из новых производителей – «Винул кавалерулуй» и «Валя Праховей», лучшие сорта – «Пино нуар» и «Мерло», из чисто румынских сортов больше всего славится «Фетяска», которое бывает как красным, так и белым. Помимо классических сухих красных вин весьма приятен «Вин Пелин» - легкое чуть сладковатое красное вино. Сухие белые вина хорошо получаются у трансильванского производителя «Жидвей».

Хорошим местом для приобретения вина являются подвальчики (крама), где его продают в разлив. В этих заведениях лучше чувствуется местный колорит, вино перед покупкой можно попробовать, оно почти всегда дешевле и иногда вкуснее, чем бутылочное из магазина. Помимо употребления вина в чистом виде, существуют некоторые сезонные особенности распития этого напитка. Хорошей альтернативой пиву в жаркий летний день может быть шприц. Это слово здесь означает не инструмент врача или наркомана, а смесь полусладкого или полусухого белого вина с минеральной водой (получается почти шампанское). Зимой в горах широко распространен глинтвейн (вин фьерт), но даже если вы попали в Румынию летом, попробовать этот напиток имеет смысл – почти везде здесь получается он отлично.

Национальные крепкие напитки Румынии – цуйка, палинка и хоринка. Это напитки типа самогона, изготовляемые, как правило, из слив или яблок и сохраняющие при условии качественного изготовления приятный аромат и привкус. Цуйку получают в результате одинарной перегонки и это слабенькая для своей категории вещь – крепость всего 30 градусов. Весьма приятным напитком является горячая цуйка (цуйка фьярта) – подогрев и добавление специй усиливают сладковатый привкус, так что вкус получается почти как у ликера. По настоящему серьезное углубление в тему румынских крепких напитков требует распития палинки (румыны делят этот брэнд с венграми) или хоринки (то же самое, но название уже чисто румынское). Эти напитки перегоняются два или более раз. Самые слабые их разновидности по крепости аналогичны водке, но по настоящему хорошими считаются 60-градусные. Водку здесь, разумеется, тоже производят, причем распитие одной из самых распространенных здесь марок этого напитка может вызвать у жителей бывшего СССР немало воспоминаний об истории собственной страны - называется она «Сталинская».

Относительно безалкогольных напитков стоит отметить, что Румыния – страна однозначно предпочитающая кофе, готовить который здесь любят и умеют. Что касается чая, то его можно найти не везде и не всегда, к тому же под этим словом часто понимают смесь из сушеных фруктов и цветочных листьев, настоящего чайного листа вовсе не содержащую. Для того чтобы получить чай в русском понимании этого слова надо просить черный чай (чай негру).

Водопроводная вода в Румынии надежно очищается от биологических примесей, но во многих регионах страны она очень жесткая, сильно минерализованная. Продаваемая в магазинах питьевая вода хорошего качества.

0

2

Историческая справка

Румыния, находящаяся на важном перекрестке путей, связывающих различные регионы Евразии, всегда была открыта всем ветрам истории, приносившим то новые достижения экономики и культуры, то нашествия беспощадных завоевателей. Бурное и противоречивое прошлое этих земель оставило здесь богатое и разнообразное наследие.

Мягкий климат и плодородные почвы способствовали тому, что уже в 6 – 3 тысячелетиях до нашей эры здесь сформировались процветающие земледельческие культуры. Однако развитие Карпато-дунайских земель неоднократно отбрасывалось назад вторжениями мигрирующих народов. В конце 3 – начале 2 тысячелетия до н. э. через нынешнюю Румынию прошел путь переселения индоевропейских племен с северо-востока на юг и запад континента. В 1 тысячелетии до н.э. в Карпато-дунайские земли с востока вторгались и переселялись племена скифов, с запада – кельтов. Первые города на этих землях были созданы древними греками, в 7 – 6 веках до н. э. Они основали на черноморском побережье южнее устья Дуная города Томис (нынешняя Констанца), Каллатис (нынешняя Мангалия) и Истрия (от которой остались развалины в степи севернее Констанцы). В 4 в. до н. э. короткую вылазку на земли между Дунаем и Карпатами предпринимает армия Александра Македонского, а еще через 300 лет они становятся объектом внимания со стороны Рима.

Римляне застали здесь даков – первый из населявших эти земли народов, о котором сохранились достаточно полные исторические свидетельства. Сильное дакское государство создал в 1 в. до н. э. Буребиста, прославившийся также одной из первых в истории человечества попыток введения сухого закона. Другой знаменитый правитель даков Дечебал в начале 2 в. н. э. оказал ожесточенное сопротивление римскому вторжению, но был разбит. Дакия была последним приобретением и первой потерей Римской империи – слишком уязвимая перед лицом вторжений из глубин Евразии провинция была оставлена римлянами в конце 3 века – через 160 лет после завоевания. Тем не менее, приобщение к римской цивилизации оставило глубокий след в истории этих земель. Язык, на котором говорят современные румыны, ведет свое происхождение от древнеримской латыни, а, следовательно, и прародителями румынского народа считаются прибывшие в те времена римские переселенцы.

Современные румыны гордятся тем, что сохранили это наследие великой и древней цивилизации. Обстоятельство и в самом деле удивительное, поскольку после ухода римлян страна вновь надолго погрузилась в первобытное состояние и пережила множество нашествий мигрирующих народов. Исключение составило лишь черноморское побережье, где удержалась власть Рима, а затем Византии и существование городов не прерывалось. На большей части территории Дакии сначала господствовали германские племена, а в 6 веке началось переселение славян. В 9 в. значительная часть карпато-дунайских земель попала под власть Болгарии, откуда во второй половине этого столетия было перенято православие (приобщение населения будущей Румынии к тогда еще не разделенному христианству восходит к более ранним временам, возможно, к 5 веку). Официальным языком церкви, а позднее и первых румынских государств был церковнославянский. Лишь с 17 века церковь и государство перешли на румынский язык, а румынская письменность основывалась на кириллице до середины 19 столетия.

А чуть позже на северо-западную часть румынских земель распространилось влияние западной цивилизации, причем ее носителем выступил народ, пришедший с востока. Переселившиеся в Европу в конце 9 в. венгры заняли не только территорию нынешней Венгрии, но и Трансильванию, которая в 11 столетии вошла в состав Венгерского королевства. Приняв католическую веру, Венгрия стала частью Западной Европы, представители которой активно участвовали в освоении восточной трансильванской окраины королевства. Европейские, прежде всего немецкие, рыцарские ордена и монашеские братства, торговцы, крестьяне и ремесленники начиная с 12 века основали в Трансильвании множество замков, монастырей и городов. Эти процессы способствовали ускорению развития, глубоким изменениям в экономическом и культурном облике Трансильвании, формированию хорошо заметных и в наше время различий между лежащими по разные стороны Карпат областями Румынии.

Независимые румынские государства появились в 14в. - княжество Валахия на землях между Южными Карпатами и Дунаем и княжество Молдавия между Восточными Карпатами и Днестром. Почти сразу после рождения этим государствам пришлось иметь дело с натиском новой империи – Турецкой. В 15 веке турки на долгие столетия установили господство над черноморским побережьем нынешней Румынии, и начали наступление на Валахию и Молдавию, а затем и на Венгрию. Румынские государства оказали им ожесточенное сопротивление, и предводители той борьбы – Штефан Великий в Молдавии, Мирча Старый в Валахии - и сейчас являются национальными героями Румынии. В Трансильвании успешный отпор туркам организовал Янош Хуньяди (Янку де Хунедоара). Ему повезло еще больше, так как его считают своим героем сразу две нации – румыны и венгры. Если первые подчеркивают румынское происхождение героя, то для вторых он - венгерский дворянин, регент королевства и отец одного из самых знаменитых королей Венгрии – Матьяша Корвина.

За пределами страны, однако, куда больше известен другой персонаж тех времен – Дракула. Реальное имя прототипа романов и фильмов ужасов Влад (попутно отметим уже упомянутое славянское влияние – имя знаменитого вампира звучит вполне по-русски), правил он не Трансильванией, а Валахией, в середине 15 века. Впрочем, в Трансильвании он родился, и впоследствии нередко появлялся здесь – то как изгнанник, то во главе идущего в набег войска. Влад тоже сражался против турок, но больше всего прославился отчаянной жестокостью по отношению как к врагам, так и к своим подданным. Основным орудием террора были, правда не клыки, а колья (за что ему дали прозвище Цепеш, от «цапа», что по-румынски означает кол), на которые насаживались все, кто чем-либо не понравился правителю. Пришедшее в ужас население страны дало правителю прозвище Дракула, происходящее от слова черт, а затем он стал ассоциироваться с персонажами легенд о вампирах. Эти легенды отдельная тема – вера в вампиров и оборотней широко распространена в Румынии и соседних балканских странах и держится тысячи лет. Самые давние могилы с проткнутыми кольями скелетами предполагаемых вампиров относятся к девятому тысячелетию до нашей эры, а в хронике происшествий современных румынских газет иногда можно прочитать сообщения о том, что жители какой-нибудь деревни разорили могилу подозреваемого в намерении пососать их кровь. Пройдя через века, эти легенды вдохновили Б.Стокера, превратившего персонажа румынских сказок в одного из известнейших героев современной массовой культуры.

В начале 16 в. Валахия и Молдавия смирились с положением вассалов Турецкой империи, но в следующем столетии сумели несколько ослабить турецкий гнет благодаря победе, одержанной над турками валашским князем Михаем Храбрым. Он знаменит также тем, что сумел на несколько месяцев объединить Валахию, Молдавию и Трансильванию (последняя после захвата Венгрии турками стала независимым княжеством, власть в котором принадлежала венгерскому дворянству), впервые создав единое румынское государство. За этими драматическими событиями последовал относительно спокойный и благополучный период, отмеченный подъемом экономики и культуры в румынских княжествах. Кульминацией этого подъема стало правление в Валахии на рубеже 17 и 18 веков князя Константина Брынковяну, с именем которого в частности связано создание самобытного румынского архитектурного стиля, названного брынковянским.

Между тем, Турецкая империя начала сдавать свои позиции. В конце 17 века Австрия одержала победу над турками, в результате которой в состав Австрийской империи были включены Венгрия и Трансильвания, однако в Валахии и Молдавии австрийцы устанавливать свою власть не стали. Перспектива завершения турецкого правления становится для Валахии и Молдавии более реальной после того, как в борьбу с Турцией за господство в Причерноморье и на Балканах вступает Россия. Путь от русских границ к столице Османской империи лежал через румынские земли, которые не раз становятся полями сражений русских и турецких армий. В конце 18 – начале 19 века П.Румянцев, А.Суворов и М.Кутузов одерживают на молдавских и валашских землях важные победы над турками, определившие судьбу Северного Причерноморья и Крыма. Затем расширяющаяся империя обращает внимание и на Молдавию – после победы над Турцией в войне 1806 – 1812гг. к России отходят молдавские земли между Днестром и Прутом, получившие название Бессарабия. Решительная перемена в судьбе Валахии и Молдавии произошла после заключения Россией и Турцией Адрианопольского мирного договора, завершившего войну 1828 – 1829 гг., согласно которому княжествам была предоставлена широкая внутренняя автономия. В 1829 – 1834гг. Валахией и Молдавией управляла российская администрация во главе с генералом П.Киселевым, внесшая значительный вклад в модернизацию княжеств, в частности, разработавшая первые в их истории конституционные акты – Органические статуты.

Вхождение Трансильвании в состав империи австрийских Габсбургов принесло длительный период стабильности, а также попытки заменить православие католичеством восточного обряда, в которое в 18в. перешла заметная часть трансильванских румын. Венгерская революция 1848г. привела и подъему национального движения румын, но они, столкнувшись с отказом венгров признать их национальные права, выступили как союзники австрийского императора. Однако и Австрия после победы над революционерами не пошла навстречу румынским пожеланиям. Правда отмена феодальной зависимости крестьян и другие либеральные реформы 1850 – 60-х годов способствовали быстрому экономическому росту Трансильвании, формированию богатого и образованного слоя румынского населения, что усилило национальное движение румын.

В Валахии и Молдавии 1848г. также был отмечен революционными выступлениями, которые были быстро подавлены русскими и турецкими войсками. Планы революционеров осуществились после Крымской войны, когда поддержку румынам смогла оказать Франция. В 1859г. в результате объединения Валахии и Молдавии было создано государство, получившее название Румыния. Его правителем стал молдавский князь А.Куза, а столицей – валашский Бухарест. Были проведены реформы, открывшие Румынии путь к капиталистическому развитию, и модернизирована система управления. С этого момента начинается длительный период дружбы между Румынией и Францией – французский язык становится общепризнанным средством общения образованных слоев общества, а стремление подражать французским образцам меняет облик румынских городов.

В 1866г. румынский престол занимает представитель одной из ветвей немецкой династии Гогенцоллернов – Карл (в Румынии имя было переделано на Кароль). Его правление стало самым длительным (до 1914г.) и одним из самых благополучных в румынской истории. Завершилось многовековое турецкое господство. Провозглашение Румынией независимости стало возможным благодаря русско-турецкой войне 1877 – 1878гг., в которой активное участие на стороне России приняла и румынская армия. По итогам войны к Румынии перешла Добруджа с выходом к Черному морю. В 1881г. Румыния провозглашается королевством. Наступает длительный период стабильности и быстрого развития. Страна вначале богатеет на торговле зерном, а с началом массового производства автомобилей основным двигателем румынской экономики становится торговля нефтью – в первой половине 20 века румынские месторождения были основным источником этого ресурса в Европе. Власть монархов уравновешивалась имевшим значительные полномочия парламентом, сформировалась система политических партий.

В Первую мировую войну Румыния вступила в 1916г. на стороне англо-франко-российской коалиции, рассчитывая в случае победы получить от Австро-Венгрии Трансильванию. Несмотря на то, что война началась с поражений румынских войск и захвата большей части страны немцами и австрийцами, в результате революций и распада Австро-Венгерской и Российской империй к Румынии присоединились и Трансильвания и Бессарабия. Расширение территории страны более чем в 2 раза, важные внутренние реформы (распределение между крестьянами большей части земель аристократии, введение всеобщего избирательного права), вхождение в возглавляемую Францией систему союзов европейских стран обещали Румынии благополучное будущее.

Плодами этих успехов румыны пользовались недолго – Вторая мировая война принесла стране тяжелые испытания. После разгрома Франции Румыния оказалась беззащитной и в 1940г. вынуждена была уступить Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину (на части этих территорий была создана Молдавская ССР, другая часть отошла к Украине), а Венгрии – часть Трансильвании. После этих драматических событий страна была вынуждена вступить в союз с А.Гитлером и приняла участие во вторжении в Советский Союз. Румынская армия сражалась под Сталинградом, Одессой и в Крыму, но когда летом 1944г. советская армия вышла к границам страны, румыны сумели быстро порвать с нацистами. 23 августа король Михай сверг военного диктатора И.Антонеску и заявил о переходе Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, Германия лишилась жизненно важных для нее источников нефти, а советская армия смогла, не встречая сопротивления, пройти карпатские перевалы и попасть в Центральную Европу. За это король Михай получил от И.Сталина орден Победы, а Румыния вернула Северную Трансильванию.

Однако дальнейшее общение с коммунистами оказалось для него куда менее приятным. В марте 1945г. представитель И.Сталина (известный и по событиям внутренней советской истории А.Вышинский) попросил румынского монарха сформировать коммунистическое правительство. Король Михай вынужден был учесть то обстоятельство, что территория страны находилась под контролем советской армии, и согласился. А в 1947г. укрепившие свою власть коммунисты заставили короля отречься от престола и провозгласили республику, поставив точку в истории пребывания династии Гогенцоллернов на румынском престоле. В 1948г. большая часть румынской экономики перешла в собственность государства.

Хотя власть коммунистов была навязана Румынии извне, они сумели создать прочный и жизнеспособный режим. После того, как в 1958г. советская армия была выведена из Румынии, коммунисты удержали власть в своих руках и без внешней поддержки. 60-е годы стали благополучным периодом, отмеченным быстрым экономическим ростом и относительно высоким уровнем жизни. Обретя уверенность в собственных силах, Румыния решила бросить вызов СССР, во многих случаях отказываясь следовать указаниям Москвы, а в пропаганде делая упор на националистические мотивы. Автором этой политики был правивший страной с 1948 – 1965гг. Г.Георгиу-Деж, а пришедший к власти в 1965г. Н.Чаушеску продолжил и развил этот курс.

В 1970-х гг. Румыния столкнулась с нарастающими трудностями. Истощение запасов нефти лишило ее статуса крупного экспортера этого ресурса. Потеря нефтяных доходов первоначально компенсировалась займами у западных стран, но в какой-то момент коммунистическому лидеру стало обидно, что его страна оказалась в должниках у капиталистов. В начале 80-х Н.Чаушеску приказал прекратить заимствование и любой ценой выплатить имеющийся внешний долг. Потребление подверглось жесточайшим ограничениям и страна погрузилась в нищету, в то время как режим становился все более репрессивным. Ухудшение экономической ситуации наряду с притеснениями национальных меньшинств привели к отъезду из Румынии большей части немцев и значительного числа венгров.

Когда к трудной внутренней ситуации добавилось воздействие вначале советской перестройки, а затем антикоммунистических революций в Восточной Европе румынских коммунистов не спасло даже объявленное в начале 1989г. завершение погашения внешней задолженности. Румынская революция вспыхнула внезапно и развивалась стремительно. Восстание началось 16 декабря 1989г. в Тимишоаре, 21 декабря перекинулось на Бухарест и другие города страны, а уже 22 декабря армия отказалась защищать вызывавшего всеобщую ненависть диктатора. Народ ворвался в здание ЦК Румынской коммунистической партии, а по телевидению было объявлено о низложении Н.Чаушеску, который вскоре был расстрелян. Так завершилась история коммунистического правления в Румынии.

Создание рыночной экономики и демократической политической системы давались Румынии нелегко. После революции 1989г. в стране еще 10 лет царили нищета и разруха, несколько раз вспыхивали ожесточенные политические и социальные конфликты. Румынией управляли в 1989 – 1996гг. социал-демократы (их лидер И.Илиеску стал первым президентом постокоммунистической Румынии), в 1996 – 2000гг. - коалиция во главе с воссозданными партиями довоенного периода – крестьянской и либеральной. Лишь к концу 90-х годов удалось создать основы рыночной экономики, и страна вступила в полосу экономического роста. Следующие 7 лет были для Румынии в основном успешными. Вернувшиеся к власти в 2000г. социал-демократы сумели развить благоприятные экономические тенденции, добились вступления страны в НАТО и начали процесс вступления в Европейский Союз.

0

3

Влад Цепеш, граф Дракула

Итак, что есть Дракула? Начнем с того, что с точки зрения грамматики и фонетики румынского языка имя графа правильно читается как Влад Дракoля Цепеш. Дракула - означает "пассивный гомосексуалист", и одним из наиболее грубых ругательств в Румынии до сих пор является "Дуте'н драку", что соответствует совету заняться противоестественным соитием. Источником подобного варианта транскрипции могла явиться крайняя "любовь" к Владу со стороны венгерских хронистов, о причине которой мы еще расскажем.

Дело в том, что нельзя рассказывать о графе без знания истории региона вообще. В XV веке православная Валахия оказалась яблоком раздора двух держав - Венгрии и Оттоманской Порты. За Венгрией стояло все католичество, предпринявшее очередное наступление на православие, Порта же, борясь за лидерство в исламском мире, претендовала и на лидерство глобальное.

Борьба двух супердержав реализовывалась в смене хозяев валашского трона. Как правило, принц из династии Басараба, претендовавший на трон, уже занятый ставленником одной из держав, получал поддержку (финансовую, военную и т.п.) от ее соперницы. После чего претендент, опираясь на группу недовольных бояр, затевал смуту и, если удача ему сопутствовала, становился господарем.

Что же касается Трансильвании, местонахождение которой кочует с размахом до пары сотен километров, то на самом деле в описываемое время это был небольшой горный район на стыке трех крупных территорий: Венгрии, Валахии и Молдовы, населенный в основном людьми, говорящими по-венгерски, которых в Венгрии не считают венграми, а в Румынии - румынами. В тот исторический период эта территория не принадлежала никому конкретно, вернее принадлежала то тем, то другим, но малое население и труднодоступность крайне мешала установить там действительное управление.

Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), родился в Семишоаре и происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего государства от Венгрии.

Дед его, воевода Мирча Старый (1386-1418) благодаря своей государственной мудрости и военным удачам заслужил славу румынского Карла Великого, хотя в итоге признал себя вассалом Османской Турции. Сохранить независимость, воюя на два фронта, не представлялось возможным, однако уступка Венгрии повлекла бы католизацию страны, а Порта в религиозной политике отличалась большей терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее зло.

Отец Влада III - Влад II - захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга. Однако в 1444, уступая турецкому давлению, Влад II был вынужден возобновить вассальные обязательства валашских господарей и отправить заложниками ко двору султана двух сыновей - 13-летнего Влада и его младшего брата Раду. Венгрия, конечно, тоже усилила давление, Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая компромиссы, но в 1447 году он был убит по приказу регента венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял новый венгерский ставленник. Такие действия могли привести к смерти будущего колосажателя (отношение турок к заложникам известно), но султан рассудил, что молодой претендент на трон ему еще пригодится.

В 1448 году семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку захватить престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада III. Но - ненадолго: венгерский протеже, собравшись с силами, вернул престол. Однако вскорости он проявил излишнюю самостоятельность, и в 1456 году Влад III уже при поддержке Яноша Хуньяди, вновь вступил во владение отцовским наследством, укрепившись в Тырговиште. На этот раз Влад III правил, сохраняя верность роду Хуньяди, и даже помог утвердиться на венгерском троне сыну Яноша - Матьяшу.

Собственно, именно в течение этого шестилетнего господства Влад и "прославился" благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась патологической (в немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"). Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол и т.д., и т.п. Даже в венгерской тюрьме Влад III, согласно древнерусскому "Сказанию о Дракуле воеводе", оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал.

Дракула был не просто садистом. Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости.

В сажании на кол Дракула особенно преуспел, отчего и получил прозвище "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол"). В зависимости от социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не портили его аппетит.

Оценки жертв Влада варьируются 40,000 до 100,000 (в последнем случае получается, что он уничтожил 20 % населения своей страны). Рассказывают, что однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных, а во время самого дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек.

Правда, большая часть посаженных на кол были скорее насажены, ибо согласно рисункам летописцев Влад сажал на кол преимущественно животом, то есть перпендикулярно позвоночнику. А этот метод применялся не столько в качестве казни или пытки, которой является анальное колосажание, сколько для устрашения развешанными трофеями. Об этом свидетельствует и толщина кольев - пыточный гораздо толще. По материалам французского посланника при дворе Блистательной Порты, где эта казнь применялась до 19-го века, на тупом колу при диаметре у основания 25-30 см, без смазки или с тормозящими скольжение заусенцами жертва живет от 3 до 7 часов, умирая после прободения диафрагмы, а опускается полностью около 12 часов.

Провенгерская политика пришлась не по нраву Турции, что и обусловило войну, начавшуюся в 1461 году. Влад III сам вторгся на территорию противника, и разгневанный султан Мехмед Завоеватель лично повел войска против взбунтовавшегося вассала. Влад III рассчитывал на помощь двоюродного брата, молдавского господаря Стефана Великого и короля Матьяша, однако надежды не оправдались. Родственник не только не пришел на помощь, но еще и попытался захватить валашскую пограничную крепость Килию, а Матьяш не счел нужным ввязываться в войну, хоть и получил от папы римского деньги на новый крестовый поход против турок. Оставшись без союзников, Влад III, тем не менее, продолжал войну, причем даже турки удивлялись его храбрости, жестокости и таланту полководца. Но силы были не равны: валашский господарь потерпел поражение и бежал во владения венгерского короля, бросив разгромленную армию.

Новым господарем в 1462 году стал его брат Раду по прозвищу Красивый, а Влада III Матьяш Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав бывшему союзнику сговор с турками. Историки спорят о том, насколько обоснованно был о обвинение, но, в любом случае, Матьяш сумел оставить у себя папские деньги, избежав под благовидным предлогом нежелательной тогда войны с Турцией. В тюрьме Влад III оставался более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в католичество. Затем он женился на родственнице короля и, заручившись помощью Хуньяди, в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Ему удалось захватить столицу, но вскоре он погиб в возрасте 45 лет, причем обстоятельства его смерти до сих пор толком не выяснены. Согласно версии XV века, в бою Влада III приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, отрубив голову мертвому господарю, законсервировали ее в меду и доставили в качестве трофея султану?

Историки различным образом оценивали роль Влада III. Одни видели в нем национального героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии и борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску). Подобного подхода придерживались и власти социалистической Румынии, выпустившие почтовую марку с его портретом аж в 1959 году: Влад занял нишу румынского Ивана Грозного. Другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других государей- "макиавеллистов" Позднего Ренессанса, и называли его правителем-"террористом", предтечей Сталина и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску).

Однако, следует учитывать то, что все, что мы знаем о Владе Цепеше, в основном было написано его противниками. В XV веке, как, впрочем, и ранее, в Валахии не велись хроники - ни официальные (княжеские), ни монастырские. Сохранились лишь десятки писем самого Дракулы (на латыни и церковнославянском языке), да поздние записи фольклорных преданий о жестоком, ироничном, коварном, но мудром и отважном Цепеше. Что касается иностранных источников, то здесь наиболее значительны немецкие, венгерские, поздневизантийские и русские.

Среди немецких следует выделить десятки печатных памфлетов XV века, повествующих о "садистских" деяниях господаря-изверга, а также аналогичной тематики стихи венского миннезингера М.Бехайма. Точка зрения венгров представлена итальянским гуманистом А.Бонфинио, автором латинской хроники, подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди. Она мало чем отличалась от немецких текстов - о православном государе, сжигавшем католические монастыри, писали католики.

К тому же кровожадную изощренность валашского воеводы европейцы воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, абсолютно неуместной в "цивилизованной" державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно наслушавшись об эффективных "дракулических" методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки (как гласил приговор) "противные законам данной страны".

Византийские историки XV века Дука, Критовул, Халкондил, относятся к Дракуле с большей симпатией , но и они главным образом пересказывают истории о свирепых шутках Цепеша. На Руси же было популярно написанное Федором Курициным "Сказание о Дракуле воеводе", где основным преступлением Влада III объявлялась измена православию.

Все истории о Дракуле напоминают анекдоты. Вот Дракула, встретив крестьянина в ветхой рубахе и узнав, что жена у него ленива, приказывает отрубить ей руки и посадить на кол: лентяйке руки не нужны - она и так безрукая, а потому и жить ей незачем. Или: Влад, взойдя на престол, спросил у бояр, сколько господарей знал каждый из них, и даже самый молодой боярин перечислил семерых; тогда Дракула сказал, что век господарский короток из-за постыдных боярских интриг, а коль так, то и бояре не должны жить дольше, чем их повелители - справедливость господарь восстановил на свой лад, повелев казнить собравшихся.

К середине XVII века все Дракулы слились в один кошмарный образ, который впервые появился в Вене, в 1687 году, в опусе Франциска Сторциуса (может быть - псевдоним) "Полное собрание легенд и правда о леденящих душу деяниях Валашского Господаря Влада Задунайского, кой именовал себя Дракулой, а молвой наречён Цепешом" . В этой книге много заимствований из "Сказания о Дракуле" и более позднего (1568) творения Мниха Маркуса "Сказание о Владе Дракуле Задунайском, Господаре Валахии". Но авторы этих книг ещё разделяют Дракул, Сторциус же валит всё в одну кучу... Кстати, экземпляр этой книги Пётр I привёз в Россию, и сейчас он находится в Ленинке.

А репутацию вампира-чернокнижника Дракула приобрел лишь в конце XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула" (1897). Действительно, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря. Более того, в одном из памфлетов того времени Влада сравнивали с кровососом, но не с монстром, а с вошью, которая присосалась к здоровому телу Европы и паразитирует на ее доверии и необходимости защищаться от турок. Но если принять во внимание специфику этих источников, то выясняется, что фантазии английского романиста были отнюдь не беспочвенными.

Проанализируем теперь Дракулу с точки зрения фольклора. "Анекдотичность" сближает письменные источники с народными преданиями о Цепеше, что неудивительно. Нерумынские авторы, как правило, тоже основывались на рассказах очевидцев (или выдававших себя за таковых), т.е. на сюжетах, имевших фольклорное бытование, ведь тогда повести о "чужой земле" и воспринимались как легенды. Следовательно, весь корпус "дракулических" текстов - по сути фольклорен, а у фольклора свои законы. Авторитетный исследователь С.Н.Азбелев в связи с этим указывал, что фольклор "очень редко сохраняет точность фактических деталей, но у него есть другое преимущество: эпос может хранить веками без радикальных изменений ту обобщенную оценку сущности события, какая отложилась в сознании широкой общественной среды". Потому сведения о Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом.

Это касается самого имени, точнее прозвища Влада III - Дракула. Федор Курицын, предполагаемый автор "Сказания о Дракуле воеводе", характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени его, тако и житие его". Тут русский книжник XV века допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол" - это "дракул" (оставим пока вопрос с буквой "о"), а "Дракула" - "сын дьявола". Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако историки традиционно объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем. "Дракул" означает по-румынски не только "дьявол", но и "дракон".

0

4

Отец Дракулы, еще не заняв престол, вступил при дворе Сигизмунда Люксембурга в элитарный Орден Дракона, основанный в 1387 году венгерским королем ("по совместительству" - главой Священной Римской империи) для борьбы с неверными, главным образом - турками. Орден этот, его элитарный характер и герб описаны Э.Виндеке, современником и биографом Сигизмунда Люксембурга. Став господарем, Влад II по относился к рыцарским обязанностям настолько серьезно, что повелел изобразить дракона - элемент орденской символики - даже на монетах, изображение на которых считалось сакральным. Соответственно, неуемный рыцарь и заработал мрачноватое прозвище. И все-таки, излагая "эмблематическую" версию, даже её сторонники Р.Флореску и Р.Макнелли оговариваются: возможно, современники понимали прозвище господарей буквально. Смысл орденской символики государь не разъяснял всем и каждому, зато изображение дракона вызывало у многих вполне определенные ассоциации. Опять же, Орден Дракона в качестве орудия борьбы с неверными выглядит довольно странно, а если учесть, что создавался он в эпоху небывалого распространения всякого рода ересей и чернокнижничества, то возникает закономерный вопрос: не поклонялись ли рыцари дракону-дьяволу? Во всяком случае, одна из современных организаций молдавских сатанистов, печально прославившаяся в Приднестровье, называлась именно так.

Прямых свидетельств того, что Влад II считался колдуном, нет, однако, если немыслимое для христианского государя прозвище все же закрепилось (вне зависимости от причин его появления), значит, в народном сознании сложилось соответствующее представление. То же самое можно сказать и о Владе III. Чем бы ни было обусловлено прозвище господаря, оно сохранилось в фольклоре, т.е. информация, в нем заложенная, оставалась актуальной. Имя "Дракула" можно понимать и как "сын человека по прозвищу Дракул" (Халкокондил именует "Дракулой" и Цепеша, и Раду Красивого - другого сына Влада II), и как "приверженец Дьявола, следующий путями тьмы". Такого рода указания вовсе не обязательно относятся к области морали, чаще всего имеется в виду связь с не чистой силой. Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым.

Примечательно и то, что многие "дракулические" предания повествуют о кладах, спрятанных валашским господарем, который непременно убивал ни в чем не повинных свидетелей, а подобные эпизоды характерны для легенд о колдунах и разбойниках. Клад не эквивалент банка, а ценность золотых монет и украшений опредляется не только их реальной стоимостью. Это, как указывает В.Я.Пропп, "утратившие свою магическую функцию предметы из потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие". В русском "Сказании о Дракуле воеводе" все прямо названо своими именами: жестокий властитель приказал мастерам изготовить специальные бочки, сложить туда золото и опустить на дно реки, после чего Дракула "мастеровъ тех посеща повеле, да никто ж увесть съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты ему диаволъ". Автор как бы расшифровывает миф, подчеркивая, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный.

В контексте "колдовства" Дракулы стоит вспомнить об уже упоминавшемся нападении молдавского господаря Стефана Великого на крепость своего кузена Влада III. При осаде Стефан был ранен стрелой, тяжело заболел и отступил. Рана не заживала сорок лет, а врачи, выписанные из Италии и Германии, по таинственным причинам ко двору господаря добраться не могли, и в результате причиной смерти Стефана стала именно валашская стрела. История, по меткому замечанию исследователей, "дракулескная", т .е. анекдотически-загадочная, колдовская.

Прямых свидетельств вампиризма Дракулы тоже нет, но зато есть немало косвенных. Так, в поэме Й.Будай-Деляну "Цыганиада" (опубликованной после смерти автора в 1875-1876 гг.) Дракула, возглавив армию цыган, борется с турками, злокозненными боярами и - вампирами. Известно, что Будай-Деляну использовал в поэме фольклорные сюжеты, потому указания на связь Дракулы с цыганами и вампирами особенно важны. Цыгане издревле считались народом мистическим, народом гадалок и колдунов, а в том, что будай-деляновский Дракула не вампир, но противник вампиров, ничего удивительного нет: обычный для мифологического сознания сюжет-"перевертыш" - герой сражается с собственной ипостасью. Соответствующие намеки нетрудно найти и в описании гибели Дракулы. Разумеется, есть основания предполагать, что воины Влада III обратили копья против господаря по сообржениям страха и мести или ради турецкой награды, а голову отрубили, дабы послать султану и тем самым выслужиться или наглядно подтвердить выполнение "заказа" - голова Цепеша была выставлена в Стамбуле на всеобщее обозрение. Но при всем том воины Дракулы действовали именно так, как обычай предписывал поступать с вампирами: тело кровопийцы надлежало пробить острым оружием, а голову - непременно отделить от туловища.

С этой точки зрения характерна также история могилы Дракулы. Влад III был похоронен недалеко от места гибели - в православном Снаговом монастыре, которому его род покровительствовал. Кстати, согласно местному преданию, на территории монастыря располагалась пыточная тюрьма Цепеша. В 1930-е гг. археологи провели официальное вскрытие могилы, но нашли там только следы осквернения - мусор и ослиные кости. Зато неподалеку обнаружилась идентичная по размерам безымянная могила, где лежали скелет без черепа и остатки одеяния, подобающего валашскому господарю.

Интересно, что первый раз Дракулу похоронили напротив алтаря, а второй - под каменными плитами пола, похоже, с той целью, чтобы входящие попирали прах Цепеша. По мнению исследователей, осквернили могилу и "перезахоронили" Дракулу монахи Снагова монастыря, причем сделали это на рубеже XVIII-XIX веков - как раз тогда, когда Й.Будай-Деляну и писал "Цыганиаду". Не исключено, что, почитая Цепеша - национального героя, соотечественники не забывали о другом его лике - Дракуле, кровопийце и чернокнижнике.

Впрочем, если б не было мифологически-фольклорных указаний на вампиризм Цепеша, все равно было бы правомерно соотнести имя Дракулы с легендами об упырях. У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще всего принявший католичество), непременно становится вампиром, переход же в католичество Влада III, некогда грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма впечатляющим событием для его подданных-единоверцев. Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной "компенсации": переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие - привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать "ущерб", а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ "компенсации" выбирается по дьявольской подсказке.

В XV веке тема вероотступничества особенно актуальна: это эпоха наиболее интенсивной католической экспансии, что уже отмечалось выше. Именно тогда гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая "право Чаши" (т.е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали "чашниками". Борьбу с "чашниками" возглавил император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал "рыцарем Дракона", главным противником Ордена были не турки, а мятежники-гуситы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе "ужасов" и кинематографу и восходящего к романтичской и неоромантической литературе, а также к преданиям XVII-XVIII веков.

В XV веке упыря считали не разносчиком вампирической "эпидемии" (который, в свою очередь, был ранее заражен другим вампиром), но колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна еще и для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший в историю изуверскими казнями и пытками, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и "кровавые гекатомбы" Влада III воспринимались аналогично - колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью.

Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Н.В.Гоголя "Страшная месть" - вероотступник, причем именно перешедший в католичество, и он хранит в земле несметные сокровища.

Итак, в основе стокеровской версии Дракулы-вампира - опора на реконструкцию мифа и реальные исторические документы. Практически каждой черте, приписанной Дракуле, можно найти то или иное обоснование, мотивировку. Вот, например, называет Стокер своего героя "берсерком", объясняя это - не вполне убедительно с исторической точки зрения - родством Дракулы со скандинавскими витязями, известными беззаветной отвагой. Но, с другой стороны, здесь легко увидеть переосмысление эпитета "wutrich", ко торый в немецких источниках используется как по отношению к Дракуле, так и для характеристики "лютой" храбрости берсерков. Образы же Дракулы-предводителя отряда цыган, Дракулы, ведающего тайны древних кладов, Дракулы-упыря и чернокнижника - не просто вымысел, но результат синтеза интуиции ученого и фантазии литератора. Тем не менее это не важно - подобно Владимиру Красну Солнышку или Ивану Грозному, образ Влада во многом мифологизировался. Пил ли он кровь, нет ли, однако образ его со временем обрастал всё новыми жуткими подробностями, и народная молва наделяла его всё более жуткими мистическими возможностями. Со временем грань между реальным и нереальным персонажем становилась всё тоньше, и, наконец, стёрлась совсем. Так Влад Цепеш стал графом Дракулой.

0

5

Интересно так!

0

6

о4ь хо4у там побывать)

0

7

Да. Румыния так близко к нам, украинцам..

@Малинка
У тебя друзья оттуда или родственники?

на Буковине куча народу из Румынии, многие изучают в универе романистику (франц)

0

8

Конопушка
Нет просто интересная та красивая страна. И главное загадочная)

0

9

а ччем загадочная?

0


Вы здесь » Поговорим? » Вокруг мира » ЖИЗНЬ В РУМЫНИИ


Создать форум